Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Военно-исторический музей боевого пути 9-ой Гвардейской истребительной авиационной дивизии имени Александра Ивановича Покрышкина.
Почтовый адрес музея: 353780, Краснодарский край, Калининский район, станица Калининская, ул. Фадеева, 146 (здание СОШ №1)
С 1 сентября 2017 года музей передан муниципальному автономному общеобразовательному учреждению – средней общеобразовательной школе №1 имени В.И.Фадеева станицы Калининской (приказ управления образования администрации МО Калининский район №585 от 22.08.2017г.). Руководит музеем молодой специалист – учитель географии и кубановедения Ручкина А.С.
Переписка с обменом документов, фотографий с другими музеями: музеем 100 авиаполка профтехучилища №8 г. Владикавказа и музеем В.И. Фадеева в поселке Фадеево Крымского района, Краснодарского края, музеем А.И. Покрышкина в г. Новороссийске, Центральным музеем Вооруженных сил г. Москвы.
Юные следопыты по крупицам собирали материал для будущего музея. В своей деятельности использовали разнообразные методы и формы работы

Музей имени А.И. Покрышкина

djНаименование учреждения образования на базе, которого действует музей: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 имени В.И. Фадеева станицы Калининской.

Телефон: 886163-215-71

e-mail: school1@kalin.kubannet.ru

Get Adobe Flash player
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

   121212.jpg

Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худя­ковой (ныне входит в поселок Зайково) Ирбитского района в крестьян­ской семье. Родители Григория — Андрей Алексеевич и Татьяна Петровна — были крестьянами. Дом их до сих пор, более двухсот лет, стоит на Зайковской земле.

Учиться Григорий начал в Зайковской школе, однако в 1933-34 гг. семья Речкаловых переехала из Зайково в поселок Бобровку Сысертского района. Здесь Григорий начал трудовую жизнь, ему было тогда 14 лет. Затем он перебрался в Свердловск и стал трудиться электромонтером на мельзаводе,  записался в кружок планеристов, поступил в Свердловский аэроклуб. Вместе с че­тырнадцатилетними планеристами был поглощен полетом планера, на кото­ром впервые поднялся в воздух.

День проводил на аэродроме, в ночь — дежурство. По комсомольской путевке семнадцатилетний Г. Речкалов зачис­лен в Пермскую военную школу летчиков, которую окончил в 1939 году. В звании младшего лейтенанта был направлен в 55 истребительный полк.

Великую Отечественную войну молодой летчик встретил в Молда­вии. Однако, за день до начала войны окружная военно-врачебная комиссия признала его негодным к летной работе из-за дальтонизма. Но 22 июня 1941 года, когда Г. Речкалов явился в свой полк с заключением комиссии, начальник штаба проигнорировав вердикт врачей, дал ему срочное задание по доставке документов, во время которого летчик принял свой первый воздушный бой.

С первых дней войны Г. Речкалов летал на истребителе И-153 «Чайка», созданном для боев на невысоких скоростях, позже летал на самолете ЯК-1.

Перейдя в полк легендарного летчика, трижды героя Советского Союза А.И. Покрышкина, Григорий Андреевич пересел на американский истребитель П-39 «Аэрокобра», на котором воевал до конца войны. 

На шестой день войны Речкалов сбил два самолета противника, а за первый месяц пограничных сраже­ний три воздушных стервятника на­шли могилу на молдавской земле. Одного из них он сбил реактивными снарядами «РС» (разновидность самолета). Это был один из первых удачных воздушных боев в Отечественной войне с примене­нием «эрэсов».

На 35-й день войны Григорий был тяжело ранен. При штурмовке вражеской переправы через реку Днестр осколки зенитного снаряда впились в ногу. С трудом дотянул до своего аэродрома. Более двадцати осколков было из­влечено в госпиталях после трех тяжелых хирургических опе­раций и врачебный приговор: не годен к полетам на бое­вых самолетах. Только в апреле 1942 года он вернулся в свой авиаполк.

В штурмовых атаках Григорий Речкалов вывел из строя и уничто­жил десятки артиллерийских ору­дий, железнодорожных вагонов, ав­томашин с войсками и грузами вра­га. В 20-ти воздушных боях он сбил 6 немецких самолетов. В конце де­кабря 1942 года Речкалов был удос­тоен первой боевой награды — ор­дена Боевого Красного Знамени.

21 апреля 1943 года восьмерка истребителей под командованием Речкалова сопровождала большую группу штурмовиков. Внезапно по­явились 9 истребителей врага. Не­мецкие стервятники не смогли про­рваться к нашим штурмовикам. Потеряв несколько самолетов, они покинули поле боя. Два самолета уничтожил лично Григорий Речка­лов. И так почти каждый день. При­бавлялись алые звездочки на борту самолета Речкалова.

За мужество и самоотвержен­ность, проявленные в воздушных боях, 24 мая 1943 года старшему лейтенанту Григорию Речкалову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во время освобождения Крыма 1 ноября 1943 года четыре самоле­та под руководством Речкалова ус­пешно вели бой с 30 вражескими бомбардировщиками, шедшими в сопровождении двух истребителей. Внезапной атакой Речкалов и его боевой товарищ Голубев сбили че­тыре Ю-87.

К июню 1944 года Григорий Андреевич совершил 415 боевых вылетов, лично сбил 48 самолетов противника. За образцовое выполнение боевых заданий, проявленный героизм в борьбе с фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Григорий Речкалов удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

Всего за время Великой Отечественной войны Григорий Речкалов провел 122 воздушных боя, совершил 450 успешных боевых вылетов, сбил 61 самолет и еще 4 самолета в составе группы и вошел в тройку самых результативных советских летчиков-истребителей: трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба и трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина.

После войны Г. Речкалов коман­довал различными авиационными подразделениями. Григорий Андреевич был награж­ден орденами Ленина, Красного Знамени (4 раза), Александра Не­вского, Отечественной войны первой степени, Красной Звезды (2 раза), медалями.

В 1951 году Григорий Андреевич окончил Воен­но-воздушную академию, занимал ряд ответственных командных дол­жностей. С апреля 1959 года генерал-майор авиации Г. А. Речкалов – в запасе. Жил в Москве, учился на вечернем отделении факультета журналистики Московского государственного университета. При жизни написал книги о военных буднях — «В гостях у молодости», «Дымное небо войны», «В небе Молдавии» и сотрудничал с редакциями газет и журналов. Позднее книга «Дымное небо войны» переиздавалась  под названием «Пылающее небо войны» в 2008, 2009 и 2013 годахВ этих книгах Григорий Андреевич Речкалов делится с читателями воспоминаниями не только за период с предвоенных месяцев 1941-го до осени 1942 года. Он рассказывает и о своем деревенском детстве, нелегком крестьянском труде, о том, как впервые увидел в небе самолет и твердо решил, во что бы то ни стало научиться летать. А как он был счастлив зачислению в школу военных летчиков!

В 1972 году знаменитому летчику-истребителю, Герою Великой Отечественной войны Г. А. Речкалову было присвоено звание «Почетный гражданин Ирбитского района». С 1977 года в честь нашего выдающегося земляка ежегодно проходит традиционный легкоатлетический пробег по маршруту Зайково — Ирбит. Многие годы Григорий Андреевич присутствовал на пробеге.

В Ирбите Героям Советского Союза посвящена Аллея Славы, где 9 мая 2012 года состоялось открытие бюста Г. А. Речкалова. Торжественное открытие обновленного бюста дважды Героя Советского Союза Г. А. Речкалова состоялось 8 декабря 2019 года на Бульваре Победы.

Скончался  Григорий Андреевич 22 декабря 1990 года.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Краевой конкурс Лучший сельский школьный музей

Лучший_сельский_школьный_музей.jpg

Берегиня вечной славы

Безымянный.jpg

Визитная карточка музея

музей11.jpg